Эстрадный вокал

Эстрадный вокал

Эстрадный вокал — эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора* («*» — см. словарь терминов) звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Главное же отличие эстрадного вокала от академического и народного состоит в целях и задачах вокалиста. Дело в том, что академические и народные певцы всегда работают в рамках определенного канона или регламентированного звучания и для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного вокала заключается в другом — в поиске своего оригинального звука, своей собственной характерной, легко узнаваемой манеры поведения, а также сценического образа. Таким образом, основной спецификой эстрадного вокала являются поиск и формирование своего неповторимого, уникального голоса вокалиста.

Этот процесс во многом аналогичен тому, как эстрадные инструменталисты ищут «свой звук». Конечно, для того, чтобы добиться этой цели и найти свою оригинальную манеру пения, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном* технических приемов. Так, к примеру, в эстрадном вокале, в отличие от народного и классического, имеет большое значение внятная дикция*, поскольку слова являются одной из значимых составляющих любой хорошей песни.

Также особенность эстрадного пения заключается в том, что в эстрадных песнях гораздо чаще можно встретить трудные для выпевания фразы, которые требуют от исполнителя быстрой смены дыхания.

В эстрадном вокале сочетается техника академического вокала и народного пения, а также ряд специфических приемов, характерных именно для эстрады. Иногда многие, кто только начинает постигать азы техники пения, невольно, а порой и сознательно, пытаются подражать любимым эстрадным исполнителям, слепо копируя их манеру пения. Как показывает практика, далеко не всем это идет на пользу в будущем. Здесь все индивидуально: для одних рождение красивого певческого голоса будет счастливой неожиданностью, а для других — результатом долгого и кропотливого труда.

В работе с вами  мы будем рассматривать основные и необходимые разделы во всех «школах пения», которые являются фундаментальными:

  • Основы постановки дыхания
  • Опора звука
  • Вокальная дикция
  • Диапазон. Сила, объем, яркость
  • Стиль, манера

Эстрадно джазовый вокал для детей

Работа на первом уроке строится на развивающих  методиках. Для раскрытия способностей ребенка создаются ситуации, в которых эти способности проявляются и используются в творческом становлении личности. Развивающая методика предусматривает индивидуальный подход. Любой успех ребенка в освоении программы рассматривается как победа. Именно благодаря такому подходу, развивающая методика не ставит конкретных сроков достижения результатов. Ребенок  испытывает потребность в игре, именно в ней формируются его эстетические потребности. Она знакома ему и близка, в ней он чувствует себя спокойно и комфортно. Игра необходима ему для выхода избыточной энергии, для реализации инстинкта подражания, для тренировки навыков, необходимых в серьезных делах.

Обучение пению проводится по плану на основе общепедагогических принципов, то есть, основных положений дидактики.

Принцип воспитывающего обучения.

В процессе обучения детей пению одновременно у них воспитываются любовь к прекрасному в жизни и искусстве, развиваются внимание, воображение, мышление, память. Организуются посещения концертов, музыкальных гостиных, спектаклей, просмотр видео, прослушивание лучших образцов песенного творчества советского периода и современных исполнителей. Очень тщательно подбираю репертуар, который бы отвечал возрасту певца и его духовно-нравственному обогащению, вызывал эмоциональный отклик.

Принцип доступности.

Песенный репертуар выбирается для каждого ребёнка индивидуально. В понятный, доступной форме, именно для него. Предпочтение отдаются музыкальным произведениям, которые имеют свою драматургию, содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми, ясными средствами. В создании того или иного образа участвуют интонация, мимика, пластика. Детям свойственно обостренное чувство выразительности интонации, тембровой окраски звучания, тактильная чувствительность, подвижность мимики, непосредственная выразительность движений. Эти качества открывают широкие возможности для дальнейшего пробуждения у детей сенсорных способностей через освоение особенностей природных и художественных явлений – звука, формы, движения, возможностей слова и речи. Детям нравятся такие упражнения, когда они действуют от имени персонажа. Различные творческие задания ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, помогают детям «войти» в воображаемую ситуацию, вызвать соответствующие чувства. Знакомство с каждым жестом или танцевальным движением начинается с сообщения его значения. Интонированное произнесение слова или фразы, соответствующих этому значению, сопровождаются эмоционально-выразительным исполнением движения.

Работа строится на строгом соблюдении правил работы с детским голосом:

  1. Начинаем петь с трех-пяти звуков в примерной зоне звучания голосового аппарата. Диапазон голоса вверх и вниз расширяю постепенно, без торопливости. Внимательно слушаю, как звучит голос ребенка, нет ли напряжения при повторении и утомления голосового аппарата (это звуки ми 1- ля 1). Диапазон в этой возрастной категории – ре 1 – до
  2. При пении используется мягкая атака (смыкание связок происходит одновременно с возникновением звука).
  3. Особое внимание уделяю выравниванию гласных, их округленного звучания. Звук должен быть ровным, легким, полетным, без напряжения и форсирования. В ансамбле добиваюсь выработке чистого унисона.
  4. Вся вокальная работа ведется в негромкой динамике.
  5. Перед началом работы точно формулирую задачу.
  6. Работу над песенкой начинаю с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, притопыванием и другими ритмическими движениями. Эти движения помогают выявить слоговую структуру слова.
  7. Для развития силы голоса применяю упражнения на контрастах: спеть тихо и громко, грустно – весело, мрачно – ласково, спокойно – сердито и т.д.