С точки зрения своего происхождения, феномен пения возникал в период неолита как особая звуковая экспликация эмоционального строя, соединяющая смех и плач в одну целостную вокальную гамму чувств, и лишь в «пред-осевое время» в процесс пения устойчиво внедрились:
- инструментальные средства (арфа, флейта, барабан)
- семантико-речевой контекст,
- таинство трансцендентной интенциональности певца,
- сублимирующие энергию и культивацию вокала на новый уровень.
Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Слова, благодаря пению, приобретают бо́льший рельеф. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие. Для пения как искусства необходимы правильная, натуральная постановка голоса и техническое вокальное развитие.
Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет). Также различается пение хоровое, и ансамблевое, а также пение солистов с хором.
Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.
Эстрадная вокальная школа возникла в США, но там она более известна как поп-вокал. И уже в постсоветском пространстве появилось понятие «эстрады» и, соответственно, «эстрадного» вокала. Можно смело сказать о том, что эстрадное пение — наиболее приближённый к разговорной речи и естественному звукоизвлечению вид вокала. В эстрадном вокале используются следующие приёмы:
- Расщепление (хрип, рок-вокал)
- Драйв
- Субтон
- Обертоновое пение (горловое)
- Вибрато
- Глиссандо
- Фальцет
- Микст
- Йодль
- Штробас
Жанры пения
- Классическое (академическое):
- оперное (от ит. «opera» — досл.: работа)
- камерное (от ит. «camera» — комната ) исполнение арий, романсов.
- Академическое пение является одной из номинаций Дельфийских Игр.
- эстрадное- поп-музыка
- народное- фолк, фолк-рок
- джазовое- джаз, поп-джаз
Стили пения:
- певучее — кантилена
- декламационное — речитатив
Пение без слов (напр. на один звук «а», «о» и тд.) — вокализ. Пение вокализ`ов применяется при обучению пению. Однако, существуют и вокализ`ы концертные (С. Рахманинова, М. Жербина, концерт Р. Глиера для голоса с оркестром, Вокализ Лизы Бричкиной (из оп. «А зори здесь тихие» К. Молчанова), А. Островского (популярен в исп. Э. Хиля и М. Магомаева) и тп.).